Банковская карта – это вид платежной карты, которую производит банк. Она предназначена для совершения операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, находящихся на банковском счете клиента и (или) кредита, предоставленного банком клиенту в пределах установленного договором лимита.
По виду проводимых расчетов банковские карты можно разделить на следующие основные типы:
1) Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией - эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией - эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).
2) Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Кредитная карта представляет собой такое средство расчетов, при котором банк берет на себя обязанность перечисления средств клиента на другие счета и немедленной оплаты товаров, работ и услуг. Таким образом, кредитная карта позволяет ее владельцу при совершении любой покупки отсрочить ее оплату путем получения у банка кредита. Лимит кредитования определяется банком каждому владельцу карты на его счете. Следует заметить, что, клиент обязан вернуть банковский кредит в конкретные сроки. В случае задержки возврата банк вправе взимать заранее оговоренные с клиентом проценты за каждый день просрочки.
Многими банками допускается овердрафт - когда на расчетном счете клиента образуется отрицательный баланс - сумма, которая предоставляется банком под проценты. Если в процессе эксплуатации возникают сомнения в правильности использования карты следует позвонить в банк, выпустивший карту, и проконсультироваться.
Для того чтобы стать владельцем карты, нужно открыть в банке банковский счет для расчетов по операциям с использованием карт, заключив при этом соответствующий договор банковского счета, предусматривающий осуществление операций банковскими картами. При выдаче карты, осуществляется ее персонализация, т.е. нанесение на нее данных, позволяющих идентифицировать ее держателя (тиснение, нанесение графической информации, кодирование магнитной полосы или электронной схемы). Кроме того, каждой карте присваивается ПИН–код - персональный идентификационный номер, который предоставляет держателю карты возможность ее использования в банкоматах и терминалах.
Имейте в виду, что существует целый ряд платежных систем, в т.ч. международных. Банк может являться участником различных платежных систем, эмитируя банковские карты. При открытии банковской карты вы заключаете договор с банком-эмитентом. Таким образом, банк берет на себя обязанность обслуживать Вашу банковскую карту через определенную платежную систему.
Банки, предоставляющие банковские карты, имеют неодинаковые услуги в области их использования. Помимо выдачи карты и ее годичного обслуживания, кредитные организации оказывают услуги по SMS-информированию, дистанционному управлению банковскими счетами, в том числе через интернет. Будьте внимательны: за оказываемые услуги кредитные организации могут взимать соответствующее комиссионное вознаграждение, а для обеспечения платежеспособности карты устанавливать размеры минимальных средств на карточном счете, минимального первоначального взноса, проценты на остаток на карточном счете и др.
При выборе карты следует учесть расчетную сеть банка, число его банкоматов в регионе предполагаемого использования, число торговых и сервисных точек, принимающих к оплате платежные карты. Помните, что если торговая или сервисная точка принимает к оплате платежную карту конкретной платежной системы, то она должна принимать ее, независимо от банка-эмитента.
Следует учесть, что за обналичивание средств в банкомате банк также может снять комиссионные с Вашего счета, что указано в тарифах банка. Обычно комиссионные удерживаются за снятие денег в банкоматах других банков, либо в банкоматах этого же банка, расположенного в других регионах.
Будьте бдительны при использовании банковской карты. При выдаче карты клиенту банк, как правило, вместе с договором выдает правила пользования картой. Обращаем внимание всех держателей карт на необходимость тщательного изучения договора и правил пользования картой.
Обязательно обращайте особое внимание на следующие моменты!
1. Не давать согласия банку на получение карты по почте и на ее активацию по телефону, что необходимо зафиксировать в заполняемой анкете (договоре). Это обезопасит Вас от ущерба, т.к. при неличной передаче карты она может попасть в руки третьих лиц.
2. Подписать карту на обратной стороне, обращая внимание на соответствие подписи с той, что зафиксирована в паспорте.
3. Хранить номер карты и ПИН-код в тайне от других. Рекомендуется запомнить ПИН-код и не хранить его вместе с картой. Помните, ни одно лицо (включая работников банка, выдавшего карту) и ни при каких обстоятельствах не вправе запрашивать по мобильным и стационарным телефонам реквизиты карты (номера на лицевой и оборотной стороне карты) и ее ПИН-код.
4. Оформить услугу SMS-оповещения о проведенных операциях по карте. При подключении услуги «SMS-информирования» об операциях на мобильный телефон, совершаемых с картой, следует неоднократно проверить достоверность своего номера, указанного в заявлении;
5. Постоянно контролировать состояние своего счета и осуществлять операции в пределах счета, не допуская проведение операций при нулевом остатке средств.
6. Услугу по предоставлению овердрафта заключать отдельным договором с банком.
7. Уничтожать копии чеков, билетов и других документов, где указан номер Вашей карты.
8. Ни при каких случаях никому (даже представителю банка) не давать пароль доступа к своему счету через интернет.
9. Никогда ни при каких обстоятельствах не передавать банковскую карту для использования третьим лицам. Иначе все риски, связанные использованием карты посторонними лицами (в том числе родственниками) возлагаются на владельца карты.
10. Не использовать ПИН-код при заказе товаров либо услуг по телефону/факсу или через интернет.
11. При утере/хищении карты немедленно заблокировать ее, используя кодовое слово, по телефону, указанному в договоре, правилах пользования картами, памятке клиента и др. При утере карты для получения наличных денежных средств обратиться с паспортом в банк, выдавший карту.
12. При совершении операций с картой без использования банкоматов не выпускать ее из поля зрения.
13. Осматривать банкомат перед его использованием на предмет обнаружения устройств, которые ранее Вами не наблюдались.
14. Не прилагать чрезмерных усилий при установке карты в карт-ридер банкомата и не допускать задержек при изъятии денег и карты из банкомата (через 30 секунд деньги и карта будут задержаны банкоматом).
15. Осуществлять операции с использованием банкоматов, установленных в безопасных местах (в госучреждениях, в подразделениях банков, гостиницах, крупных торговых комплексах и т.д.).
16. Не пользоваться устройствами, которые требуют ввода ПИН-кода для доступа в помещение, где расположен банкомат.
17. При аресте (задержке) карты банкоматом или невыдаче денег, либо несоответствии выданной и запрошенной суммы, сообщить в информационно-справочную службу, указанную на банкомате, и обратиться с письменным заявлением в банк.
18. При погашении кредитов банковской картой через банкомат, желательно осуществлять это заблаговременно (за 1-2 дня до наступления срока погашения кредита).
19. При погашении кредитов банковской картой через пункты приема и выдачи денежных средств иметь при себе паспорт.
20. Отдавать предпочтение использованию карты в качестве расчетного инструмента (оплата товаров и услуг в организациях торговли и сервиса).
21. Рассчитываясь картой за товары или услуги через терминал, следует убедиться, что сумма, отображаемая на дисплее терминала, соответствует указанной на ценнике. И в случае обнаружения ошибки следует немедленно пригласить администратора торгового зала и позвонить в банк, где Вас проконсультируют о дальнейших действиях.
22. При оплате товаров и услуг в торгово-сервисных предприятиях иметь при себе удостоверение личности, соблюдать идентичность собственноручной подписи на чеке с образцом подписи на обратной стороне карты, и сверять идентичность сумм на 2-х видах чеках, выдаваемых кассовым аппаратом и POS-терминалом.
23. Не допускать стирания защитного слоя на оборотной стороне карты, иначе карту не примут к оплате.
24. При решении всех возникающих нештатных ситуаций и вопросов обращаться только по номерам телефонов, указанных на оборотной стороне карты и в Договоре, заключенном между с банком, либо путем непосредственного обращения в офис банка, выдавшего карту. Указанные номера телефонов банка необходимо сохранить в памяти мобильного телефона и записной книжке (на случай утери карты или ее задержки в банкомате);
25. При осуществлении покупок в интернет-магазинах рекомендуется не использовать банковскую карту. Для этих целей по заявлению банк может открыть «виртуальную карту».
Обращаем Ваше внимание к подключению услуги «Мобильный банк»: данная услуга является комплексной, включающая помимо услуги SMS-информирования также и ряд других (перевод средств с карты на другую карту, пополнение счета мобильного телефона с картсчета, осуществление платежей в пользу организаций и др). Достоверность номера своего мобильного телефона, указанного вами в заявлении на подключение услуги «Мобильный банк», играет исключительно важную роль, так как любая ошибка в номере открывает доступ третьим лицам к вашему картсчету. Если вам достаточно только SMS-информирование об операциях, совершаемых картой, следует указать в заявлении и сообщить работнику банка о ненадобности подключения других (дополнительных) услуг «Мобильного банка».
По вопросам, связанным с банковскими картами, следует обращаться:
1) непосредственно в службу поддержки банка-эмитента;
2) в службу поддержки соответствующей платежной системы.